Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в
основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся к взрослым, признают
их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.
Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Это наблюдается даже в тех школах, где детей с самого начала обучают учителя-предметники и где видимых изменений в жизни детей не происходит. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Это наблюдается даже в тех школах, где детей с самого начала обучают учителя-предметники и где видимых изменений в жизни детей не происходит. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
Несмотря на
то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю
школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной
областью знаний. На вопросы, различаются ли чем-нибудь и чем именно учеба в V
классе и в начальной школе, пятиклассники отвечают: «Малыши просто учатся
считать, а мы учим математику», «Раньше мы просто читали рассказы о том, что
было, а теперь учимся узнавать историю» и т.п.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
·
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных
делах.
·
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом
типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное
от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
·
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о
которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы
начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте
вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах,
педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости,
поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
·
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы
чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже
если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем
вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
·
Во время любой беседы с учителем выразите свое
стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь
ребенка. Если
между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все
усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с
директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое
положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не
связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и
поощрений.
·
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка
учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать
небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у
ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более
внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса
больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за
плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Знайте
программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
·
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте
их сами.
·
Установите вместе с ребенком специальное время,
когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за
выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к
обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у
ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если
ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите
ему найти
ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку почувствовать
интерес к тому, что преподают в школе.
·
Такие события, как первые несколько месяцев в
школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в
среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При
любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней
атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Позвольте в
заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.
·
Не ругайте
детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив,
между вами установятся доверительные отношения.
·
Интересуйтесь
успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно
исправлять двойку на тройку.
·
Если
ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку
выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель
скажет вам правду.
·
Никогда не
говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите
поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с
проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько
школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый
человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в
детстве.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение,
внимание
и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Комментариев нет:
Отправить комментарий